gadyuka (gadyuka) wrote in ru_faed,
gadyuka
gadyuka
ru_faed

Анализ притоков и оттоков. Э-Маппинг. Разбор примера карты.

Чтобы не действовать голословно и умозрительно, лучше всего попытаться разобраться в анализе Э-Карты на конкретном примере. Такой пример и приводится ниже:

Таблица 1. Э-Карта условного респондента. Притоки и оттоки.

PositiveNegative
чувство безопасности, защищенности от проблем: 9, 64%
чувство незащищенности: 7, 50%
чувство спокойствия, стабильности: 2, 14%
чувство беспокойства: 0, 0%
чувство сытости: 6, 43%
чувство голода: 7, 50%
чувство вкусности: 3, 21%
чувство невкусности, тошноты: 10, 71%
чувство комфорта: 11, 79%
чувство дискомфорта: 10, 71%
чувство уюта, тепла: 2, 14%
чувство бездомности: 8, 57%
чувство самодостаточности, независимости: 11, 79%
чувство зависимости: 13, 93%
чувство социальной востребованности: 10, 71%
чувство социальной неполноценности: 8, 57%
чувство обеспеченности, достатка, богатства: 8, 57%
чувство необеспеченности, нищеты, бомжовости: 12, 86%
чувство личной силы, власти: 4, 29%
чувство обреченности, бессилия: 2, 14%
чувство любви: 4, 29%
чувство одиночества, ненужности: 1, 7%
чувство бодрости, энергии: 11, 79%
чувство усталости, потери сил, энергии: 4, 29%
чувство удовлетвоерния от общения, хорошего контакта, взаимопонимания: 5, 36%
чувство проблем с общением, отсутствия контакта: 5, 36%
чувство целостность: 5, 36%
чувство распада, разрушения: 4, 29%


Обращу, на всякий случай, внимание, что набор исходных данных - чувств - должен быть строго индивидуализирован с помощью приведенной в предыдущем посте методики. Работа с каким-либо типовыми картами не будет в нужной степени показательной - потому что процессы у всех разные. Есть, конечно, много общего, но...

Первая цифирька после показателя - количество показателя в долях от общего числа показателей. В данном случае показателей 14. Вторая цифирька - процентная доля показателя от общего числа показателей.

Данные в этой таблице дают нам хорошее общее представление о денежных потоках предприятия.

Основные притоки (Колонка "Positive") идут от процессов, связанных с энергичностью, независимостью, социальной востребованностью (более 75%). Это хороший показатель. Человек с такими показателями видит и понимает, что источник его счастья и благополучия находится, прежде всего, в нем самом. Тут же сконцентрированы его основные активы. Человек, так же, сильно ориентирован на социальную самореализацию. Его усилия направлены на то, чтобы за счет больших личных ресурсов производить востребованный, нужный многим товар.

Низкие показатели чувств спокойствия, уюта, стабильности (менее 25%) говорят о том, что он не зациклен на поддержании текущего статус-кво, готов к неожиданностям и переменам. Однако низкий показатель чувства стабильности в сочетании с относительно высоким показателем чувства защищенности (64%) несколько настораживает: человек, готовый, вроде бы, к переменам, тем не менее озабочен собственной безопасностью и беспроблемностью существования, что как-то плохо сочетается в реальном мире. Это свидетельствует о том, что не смотря на общую готовность, какие-то важные вещи человек еще не осознал, какие-то комплексы или эффекты негативного опыта до конца не изжил. Если, конечно, человек - не охранное предприятие:). На это следует обратить внимание в первую очередь. Источник этого недопонимания, на самом деле, тоже хорошо просматривается: очень высокий показатель притока от комфорта (79%). Комфорт так же не всегда сочетается с изменениями, а активов здесь сосредоточено довольно много. При возникновении каких-либо неожиданных изменений в конъюнктуре рынка или в области госрегулирования, предприятие такого человека может сильно пострадать, оно недостаточно мобильно.

Средние показатели чувств любви, взаимопонимания, целостности, сытости (25-50%) говорят о том, что связанные с этим процессы носят скорее вспомогательный, фоновый характер. Предприятие не уделяет им большого внимания. А, вероятно, очень зря. Такой вывод напрашивается, если сравнить достаточно низкий показатель по чувству удовлетворения от общения и взаимопонимания с высоким показателем по чувству социальной востребованности. На лицо явный перекос - желая самореализоваться в обществе по большому счету, человек, тем не менее, забивает на ближайшую к нему самому часть этого общества - ближайшее окружение, родных, близких, друзей, приятелей и т.д. От такого перекоса могут вполне образоваться дефициты.

Сопоставляя таким образом разные показатели и их группы можно сделать массу выводов о том, откуда предприятие черпает и стремится черпать ресурсы. А также выводы о том, что в структуре процессов может этому мешать. Мы не будем сейчас в это углубляться. Наша задача на этом примере показать общие принципы такого анализа.

Перейдем к анализу оттоков (Колонка "Negative"). Здесь хороши видны как реальные дефициты, так и страхи респондента - мнимые дефициты. Больше всего человек боится зависимости и нищеты. Здесь, прежде всего, нужно понять, реальные ли это дефициты или мнимые - вернее, это дефициты на внешнем контуре или на внутреннем. Более высокий показатель зависимости по сравнению с нищетой может свидетельствовать о том, что именно в ней все дело и заключается. Либо человек сильно пострадал от зависимости в прошлом и сейчас "догоняется" ретроспективой, либо положение совсем критическое - он по уши вляпался в какую-то крайне негативную зависимость. Здесь уже придется немного расспросить человека о его реальной текущией ситуации.

Достаточно высоки и страхи социальной невостребованности и незащищенности. Касательно первого - да, так и есть! Сделанный нами на основании анализа притоков вывод о том, что низкий уровень коммуникации/взаимопонимания в сочетании с высокими требованиями социальной самореализации может вызвать дефицит - ну да, вот он этот самый дефицит. Действительно, вполне реальный. Это проблема, которой нужно заняться прежде всего. Из карты хорошо видно, какие именно перекосы в структуре процессов нужно выправлять, чтобы ликвидировать этот дефицит. Еще одна иллюстрация на тему: приток от коммуникационной деятельности в точности равен оттоку от этой деятельности. Это означает, что с самой деятельностью, на самом деле, у человека все в большом порядке. Он не испытывает здесь проблем. Но и потребности не испытывает. Ну, типа как у предприятия были бы фуры, контейнеры, хорошо подготовленные водители, но руковдству бы не хотелось, чтобы они куда-то ездили и что-то там возили. Зачем? А вдруг ДТП? А вдруг шина проколется? А вдруг грузчики контейнера испачкают? На лицо наличие в компании незадействованного или совсем плохо задействованного актива, бездарно болтающегося на балансе.

Интересны так же высокие показатели по чувствам невкусности и дискомфорта. Здесь сосредоточены значительные оттоки. Ну да, начальство предпочитает кататься на мерседесах и обедать в лучших гастрономических ресторанах. Неудивительно, что такие высокие дефициты по социальной востребованности, обеспеченности, в том числе жильем.

Основные проблемы и перекосы, в целом, выявлены. Стратегические, тактические и организационные вопросы и выводы, которые из этого вытекают - собственно, как нам дальше действовать, чтобы предприятие, наконец, начало нормально зарабатывать - мы рассмотрим позднее, когда перейдем к техникам "Э-Мониторинг" и "Job Description".
Сейчас интересно будет взглянуть еще на два среза, которые можно получить из данных Э-Карты: Карту прибылей и убытков и Карту структуры оборота. Они нам расскажут еще о некоторых очень важных вещах.

Карта "прибылей и убытков" получается путем вычитания значений показателей оттоков из соответствующих им значений показателей притоков. На основе нашей исходной карты мы получим следущую таблицу:

Таблица 2. Карта прибылей и убытков.

ПоказательПрибыльУбыток
Безопасность: 2 
Спокойствие, стабильность: 2 
Сытость: -1 
Вкусность: -7 
Комфорт: 1 
Уют, тепло: -6 
Самодостаточность, независимость: -2 
Социальная востребованность: 2 
Обеспеченность, достаток, богатство: -4 
Личная сила, власть: 2 
Любовь: 3 
Бодрость, энергия: 7 
Общение, контакт, взаимопонимание: 0 
Целостность: 1 


Замечательная картинка получается, да? Выясняется, что зарабатываем мы, главным образом, за счет личных ресурсов бодрости и энергии - ага, энергии через край! А вот тратим... совсем, надо сказать, бездарно тратим. Главным образом, не на решение наших проблем, которые мы выявили с помощью Э-Карты, а на гастрономические удовольствия и уют/тепло. С гастрономией все понятно, а вот что за "уют/тепло" такое? Респондент копит на собственную квартиру? Нет? На что ж тогда идут деньги? Упс! Понятно на что - на компенсацию страха. Чисто внутренний процесс, причем, учитывая низкую степень востребованности - явно травматической природы. "Догон", комплекс. Становится еще понятнее, на что нужно обращать внимание и что еще выправлять в ситуации.

Любопытно, что не уделяя особого внимания любви, человек, тем не менее, имеет с нее достаточно высокий доход - второй по величине! Очень хороший, оказывается, источник прибыли! А мы и не подозревали, а мы и забивали. Вот ведь как!


Карта структуры оборота получается путем сложения пар значений показателей по модулю. Вот что получается из нашей исходной таблицы:

Таблица 3. Структура оборота.

ПоказательОборот
Безопасность: 16
Спокойствие, стабильность: 2
Сытость: 13
Вкусность: 13
Комфорт: 21
Уют, тепло: 10
Самодостаточность, независимость: 24
Социальная востребованность: 18
Обеспеченность, достаток, богатство: 20
Личная сила, власть: 6
Любовь: 5
Бодрость, энергия: 15
Общение, контакт, взаимопонимание: 10
Целостность: 9


Или в виде диаграммы в Экселе - кому как удобнее смотреть:



Из этой карты мы видим, на что человек затрачивает больше всего усилий, на что меньше, а на что так - серединка наполовинку.

Особенно интересные и важные результаты получаются, если сравнивать значения этой карты со значениями карты доходов и расходов. Получается вот что:

Некоторые виды деятельности, оказывается, при низком и среднем обороте, дают нам львиную долю прибыли. Особенно обращают на себя внимание любовь, личная сила, бодрость/энергия, спокойствие и стабильность. Усилия же, нацеленные на обеспечение независимости и богатства пока что приносят одни убытки - причем усилия просто колоссальные! Независимость аж зашкаливает. А уж терять деньги на усилиях по достижению богатства - и вовсе же ж смешно, да?

Любопытно, что вложения в социальную востребованность, показывающие очень высокий оборот, одновременно - прибыльное направление. Окупаются так же и высокие вложения в безопасность. Значительно меньше окупаются вложения в комфорт - при более высоком обороте, более низкая доходность.

Ну, и так далее. По этим трем картам можно понять о человеке если не все, то по крайней мере все то, что необходимо для "выправления курса". Перекосы, разрывы, дыры, комплексы - а так же успехи, достижения, таланты и предпочтения - все на лицо.

Что следует делать с этим дальше?

Понятно что - вырабатывать стратегию развития. Анализировать, какие направления следует свернуть, по каким ликвидировать дефициты и стабилизировать процессы, по каким - наоброт, активизировать усилия, перенеся на них часть ресурсов, высвободившихся из других направлений. Может показаться, что все это очень механистично и потому не сработает. Это не так. Потому что мы, не смотря на оперирование цифрами и финансовой терминологией, подоходим к предприятию как к сложному живому организму. Но об этом - в следующих выпусках, посвященных соответствующим техникам.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments